Формирование сплоченного коллектива начинается на этапе подбора персонала. Главе компании, руководителям подразделений и HR-менеджерам нужно иметь единое и ясное представление о том, какими личными качествами должны обладать сотрудники, помимо профессиональных навыков. Людям со схожими ценностями проще найти общий язык.
Посадив за соседние столы непримиримых противников (даже если речь идет об отношении к животным или о болельщиках противостоящих спортивных команд), консолидировать их вряд ли получится.
Важно сформулировать идею и миссию компании. Говорите с подчиненными о том, какую пользу товар, работа или услуга приносит обществу, отдельным людям.
Формируйте рабочие группы и поощряйте инициативу. Когда идеи человека востребованы, он охотнее включается в совместную работу. И, напротив, авторитарный стиль руководства, когда решения принимаются начальником единолично, демотивирует коллектив и погружает в апатию.
Реагируйте на «не командное» поведение отдельных сотрудников. Не игнорируйте жалобы работников на коллег. Если становятся известны факты интриг, недобросовестного, непорядочного поведения, руководитель обязан показать, что в команде такое поведение не одобряется.
В сложных случаях придется расстаться даже с профессионалом, если человек дезорганизует коллектив и с ним невозможно взаимодействовать. Создание сплоченного коллектива может потребовать и таких серьезных мер, вспомните поговорку о паршивой овце.