Тренд года: тимбилдинг вместо корпоратива

Интервью Ирека Мансурова для журнала Event.ru
Ирек Мансуров
Исполнительный директор Catalyst
"Мы все больше становимся похожими на Запад. Еще 5 лет назад гости были рады наблюдать за программой подготовленной организаторами: ведущий, кавер-группа и банкет. И этого было вполне достаточно"
Расскажите, пожалуйста, какие новые тенденции появились в организации корпоративных мероприятий за последние пару лет?
Мы все больше становимся похожими на Запад. Еще 5 лет назад гости были рады наблюдать за программой подготовленной организаторами: ведущий, кавер-группа и банкет. И этого было вполне достаточно.
Тимбилдинг является одним из способов удовлетворить эту новую тенденцию, которая только формируется в России.
Заказчик тоже стал понимать, что стандартный вариант банкет + программа уже не работает. Трехчасовое сидение за столами никак не сближает коллектив. А вот, например, совместная постройка космического корабля или гигантской пирамиды Хеопса (тимбилдинговые программы Catalyst), напротив, запоминаются надолго и помогают сотрудникам узнать друг друга ближе.
У меня есть любимая программа Catalyst — «Цепная реакция». Она построена по принципу домино, все элементы цепи взаимосвязаны — за счет этого участие каждого гостя имеет значение для общего результата. Представляете? Кульминацией программы является запуск «Цепной реакции» в этот момент в зале чувствуется такая атмосфера единения и сопереживания, что замирает сердце!
У нас был забавный случай — на одном из участков цепи не поехала машина, которая должна была запускать следующий этап. Тогда генеральный директор компании выбежал из зала и стал сам толкать машину. Спас всю цепочку фактически. Было видно, как сотрудники им гордятся. Все стали ему аплодировать, а он признался нам после тимбилдинга, что это был лучший момент за весь рабочий год. Никакая приглашенная звезда на корпоратив не заменит таких настоящих эмоций.

А как заинтересовать сотрудников в посещении корпоратива?
Конкурсом самодеятельности уже никого не удивишь. Однако, если предложить сотрудникам организовать фестиваль с отборочными этапами, с информационной рассылкой, радиостанцией, где диджеи — это сотрудники компании, возможностью голосовать за коллег и делать репосты в соцсети — 99% сотрудников примут участие с удовольствием и энтузиазмом. Плюс можно узнать много интересных фактов о людях, с которыми работаешь. Помню, на одном корпоративе сотрудник монтажного цеха поразил всех выступлением в образе Ленина, а позже выяснилось, что он подрабатывает его двойником в свободное время.
Ну и про хорошие призы тоже не стоит забывать. Есть золотое правило — с небольшим подарком должен уйти абсолютно каждый участник. Это может быть фотография на магните, наклейка или брелок, но вознаграждение за старание должны получить все.
Очень правильно, когда все корпоративные мероприятия за год связаны в единую цепочку и имеют общую логику. С постоянными клиентами мы стараемся продумывать именно долгосрочные проекты.


В чем ваш уникальный подход к организации тимбилдинга?
Главный секрет успеха — детальная проработка каждой программы. У нас четко прописано все до мелочей.
Например, для тимбилдинга «Общая картина» мы выдаем защитные костюмы, чтобы не испачкать одежду, а инструкции ламинируем и текст можно прочитать, даже если на него прольют воду. Иногда бывает, что участники случайно могут испортить свой участок рисунка — а у нас всегда есть запасной холст! Именно такое внимание к деталям позволяет нам гарантировать отличный результат заказчикам.
Большую часть этого времени занимают тесты, доработки, сбор обратной связи. Ни одну программу мы не запускаем в продажу пока сами на 100% не убедимся, что она работает.
Второй главный фактор — это команда. Мы ведь работаем в сфере услуг и здесь 50% успеха зависит от людей. Сотрудников мы подбираем очень тщательно. Можем закрывать одну вакансию по несколько месяцев, пока точно не убедимся что человек с нами «на одной волне». Те, кто работал с нами хоть раз, знают, что все наши ребята отзывчивые, гипер-ответственные и любят свою работу — это всегда видно.
Еще одна проблема многих компаний-конкурентов — отсутствие узкой специализации. То есть вы вполне можете заказать тимбилдинг у агентства, которое также проводит свадьбы и детские праздники. При такой расфокусировке сложно делать что-то идеально, поэтому получается все посредственно.
Если брать европейский опыт — то там у каждой компании есть своя ниша, в которой она стремится быть лучшей в своем регионе. Например, Catalyst занимается исключительно тимбилдингами уже 30 лет, за которые накоплена огромная экспертиза и опыт. Именно это позволяет нам быть одними из лучших организаторов тимбилдинга в мире. 90% компаний делают всего 5-7 программ и ТОП возглавляют «пираты», «индейцы» и «кладоискатели». Мало кто пытается придумать что то уникальное, в основном подсматривают друг у друга.
Нас тоже часто пытаются копировать, но получается плохо. Недавно я разговаривал с менеджером компании-конкурента, который пытался продать мне наш же тимбилдинг «Общая картина». Они просто скопировали описание и картинки с нашего сайта. Суть программы в том, что участники рисуют на холсте гигантский шедевр общими усилиями. Нарисовать его можно только при взаимодействии команд друг с другом. Они же сделали следующее — участники получают раскраску, которая уже прокрашена бледными цветами. И затем они должны просто закрасить ее более яркими красками. Особенно меня удивило, что стоимость у них такая же как и у нас.


Кто ваши основные клиенты?
60% — это mice и event-агентства.
В 2023 году мы прогнозируем, что их станет до 80% в общем числе заказов. Я рад такому показателю, так как для обеих сторон это выгодное сотрудничество. Агентства получают надежного подрядчика в виде Catalyst, с большим выбором программ, которые гарантированно нравятся клиентам и руководству. Большой плюс — мы сами изначально организаторы мероприятий и сразу ориентируемся на любом корпоративе, знаем как вести себя с клиентом, чувствуем настроение гостей. Теперь оказавшись в роли подрядчиков, мы отлично понимаем чего от нас ждут агентства и стараемся им всячески помочь сделать мероприятие лучше. Мы также проводим тимбилдинги на английском языке — это важно для mice агентств.

А сколько стоит тимбилдинг Catalyst?

В среднем 300 000 рублей для 100 человек на 2-3 часа. Но это будут не приевшиеся всем веревочные курсы, а интересный тимбилдинг международного уровня. Максимальное число человек одновременно участвовавших в нашем тимбилдинге в России — 1 200. В этом году хотим побить этот рекорд. Минимальное количество — 7 человек.

Повлиял ли корона-кризис на ваше ценообразование и стало ли меньше заказов?
Наши цены соответствуют среднему сегменту на рынке, а вот качество выше, чем у большинства тимбилдинговых компаний. Поэтому заказчиков наши цены устраивают. Меньше заказов у нас не стало, но мы пока только набираем обороты и логично, что мероприятий становится с каждым месяцем больше.
Вся индустрия понимает — в 2023 году сохранится тренд урезания бюджетов.
Конечно возникает вопрос — откуда такая цена, наверняка на чем то сэкономили? Это правда. Для этих программ мы создали многоразовый реквизит, сократили количество сотрудников, выезжающих на мероприятие и увеличили число участников в командах. Издержки сократились, но стандарты Catalyst остались неизменными — интересный продуманный тимбилдинг для сплочения коллектива и получения ярких эмоций.
Программы мы запустили в продажу только в феврале и уже получили десятки предзаказов. Из-за такой популярности будем удерживать эту цену.


Как вы привлекаете клиентов?
Больше половины заказов мы получаем по сарафанному радио. Нас рекомендуют коллегам и знакомым. Еще у нас хорошо работает отдел маркетинга, мы много выступаем на профессиональных конференциях, активно ведем соцсети.
В 2023 попробуем новый формат — презентация тимбилдингов с возможностью живого участия. Пригласим 200 представителей mice и event-агентств и предложим им поучаствовать в наших самых популярных новых летних тимбилдингах. Мне кажется, этот формат крайне удачным, так как он даст возможность прочувствовать на личном опыте каждый тимбилдинг и потом намного проще будет рассказывать о нем клиенту.
В планах сделать этот формат постоянным, с двумя презентациями в год — летние и зимние (включая новогодние) тимбилдинги. За город для этого выезжать не нужно, презентация пройдет в центре Москвы.
Какие примеры зарубежного опыта можно привнести и в российские тимбилдинги?
У американцев и европейцев есть замечательная традиция — делать тимбилдинги с пользой для общества, например, озеленять офисы, дарить картины в поликлиники, жертвовать игрушки в детские дома.
Это называется КСО или ESG. И в каждом тимбилдинге Catalyst прописана такая возможность (опция не является обязательной). У нас есть раздел на сайте посвященный данной теме. Мы провели уже больше 10 таких мероприятий. Например, в парке «Сокольники» есть аллея дубов посаженная на нашем эко-тимбилдинге.
Какие еще цели решает тимбилдинг?
Большинство считает, что тимбилдинг направлен только на внутренний результат по мотивации сотрудников — в век YouTube, тимбилдинг может принести дополнительную известность бренду.
В программе «Корпоративный бодибилдинг» мы воссоздаем огромный логотип компании из людей и снимаем видео с высоты птичьего полета. Затем выкладываем ролик на YouTube. Иногда видео становится вирусным и набирает сотни тысяч просмотров. Рекорд Catalyst — 180 000 просмотров на YouTube. Некоторые скажут, что это не так уж и много, но я всегда отвечаю — это плюс 180 тысяч просмотров! Ведь их могло бы вообще не быть и получили мы их бесплатно, бонусом к основной программе.